уданское ушу

Направление ушу Удань

В центре Китая, на северо-западе провинции Хубэй имеется горный массив. Изначально эти горы назывались Тайхэшань (Горы Великого Покоя), но после того, как монах Чжэнь У, постигнув Дао, на глазах вознесся на небо, их переименовали в Уданшань (Горы Становления У).

После смерти основателя династии Мин (1368–1644), поскольку наследник умер еще раньше, в Китае началась борьба за престол между Цзяньвэнем и Юнлэ. Последний победил, но ходили слухи, что Цзяньвэнь не погиб в сражениях, поэтому обеспокоенный Юнлэ отправил доверенного с войсками под предлогом посещения даоса Чжан Саньфэна объездить на суше все города и поселки и найти, где осел Цзяньвэнь, а сроку дал – 4 года. Hа втором году правления Юнлэ прошел слух, что Цзяньвэнь убежал за море, и Юнлэ послал войска в морской поход. Армада дошла до Индии, Шри-Ланки, восточной Африки, но безрезультатно. Поисками на суше и на море занимались 21 год, лишь тогда император успокоился. Однако слух том, что император посылал доверенного человека на поиски Чжан Саньфэна просочился в народ. Чтобы обмануть народ, император приказал набрать 300 тысяч человек и построить в Уданских горах даосские храмы, на что выделил несколько миллионов лянов серебра. С тех пор в народных преданиях Чжан Саньфэн стал модной фигурой, а горы Удан – центром даосизма.

Когда в XIX веке Ян Фукуй (Ян Лучань) разработал свою систему тайцзицюань, то один из его учеников приписал создание системы человеку по имени Ван Цзунъюэ, которого ошибочно назвал учеником Чжан Саньфэна. Дело в том, что одного из учеников Чжан Саньфэна звали Ван Цзун – из-за сходства имен и произошла путаница. Однако вскрылось это лишь полтораста лет спустя, а за это время успел пустить корни слух о том, что три т.н. “внутренних” стиля ушу – тайцзицюань, синъицюань и багуачжан – были созданы в горах Удан, а теория “внутренних” систем была разработана Чжан Саньфэном. Реальные места создания этих стилей от гор Удан довольно далеки, и по своим боевым принципам они сильно отличаются от прочих стилей уданского направления.

Однако большая концентрация даосских монастырей в горах Удан действительно привела к тому, что здесь образовались свои стили ушу, которые объединяют под названием “уданское направление”.

Первые упоминания об уданских стилях относятся к XVI веку, когда Чжан Сунци основал стиль “нэйцзяцюань” (кулак внутренней семьи) и противопоставил его шаолиньскому стилю. В XVII веке генерал Ван Чжэннань, отказавшийся служить маньчжурской династии Цин, удалился в отшельничество в северную часть провинции Чжэцзян, где успешно пропагандировал систему боя “удандао” (путь гор Удан) среди местных чиновников.

В настоящее время самым типичным уданским стилем считается “удан тайи усин циньпу” (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан), коротко называемый “уданцюань” (кулак гор Удан). Стиль был создан даосским наставником Чжан Шоусином где-то в конце XV века. В стиле 23 приема, тренировка делится на тренировку шагов и тренировку рук, существует 35 методов действий руками и 18 методов перемещения. Победа достигается за счет захватов, набрасываний и блокирований, ноги шагают по дугам, перемещения идут по извилистым, “змеиным” траекториям, усилие прикладывается по спирали, упор делается на трансформацию усилия, а не на грубую силу. Как и в других даосских системах, в этом стиле параллельно прорабатывают методы ведения боя и методы оздоровления тела.

Другим известным уданским стилем является “кунмэньцюань” (кулак врат пустоты). Согласно легенде, этот стиль плотник Сунь Тинчжан из провинции Хубэй изучил у “святого Цитяня”. В этом стиле имеются такие комплексы, как лунши (форма дракона), хуши (форма тигра), фэнши (форма феникса), яньши (форма ласточки), лунхудоу (бой тигра с драконом), хучжаньшань (гора тигриной войны), билунчжу (дракон наседает на жемчужину), лунхучудун (дракон и тигр выходят из пещеры), бачай (восемь ломаний).

Интересным стилем является “юймэньцюань” (кулак врат рыбы). Hазвали стиль так потому, что выброс силы здесь подобен тому как бьется рыба. Другое название – “уфэн бэнли” (с силой налететь на пять пиков; “пять пиков” – это голова, плечи, локти, ягодицы и колени). В этом стиле мягким побеждают жесткое, следуют движению и покоряют противника. У Чжэнцин в своей знаменитой книге “Истинное учение тайцзи” написал: “Юймэньцюань, форм каркаса – 13 дорожек, в методах применения много общего с тайцзи. Также есть методы туйшоу…”.

В стиле “цзюгун шибатуй” (18 ног девяти дворцов) основными являются удары ногами. Для каждого метода есть как способ одиночной тренировки, так и способ тренировки в паре.

К уданскому направлению также относятся такие стили, как “уцзицюань” (кулак беспредельности), “яоцзы чанцюань” (длинный кулак ястреба), “юаньжоу фудицюань” (кулак трущей обезьяны спрятавшейся у земли), “любу саньшоу” (приемы поединка шести шагов).

Очень популярным стилем является “уданцзянь” (уданские методы действия мечом-цзянь). Меч-цзянь являлся одним из атрибутов даосского монаха, участвовал в религиозных церемониях; неудивительно, что он попал в разряд “табельного оружия”. Этот комплекс можно тренировать в одиночку, но существует и детально разработанный вариант комплекса “уданцзянь” для двух человек.

 

Материал основан на интернет-источниках