“Сянь-Фо” - учение
Хлеб же, сходящий с небес, таков,
что ядущий его не умрет.
(Евангелие от Иоанна, 6:50)
Учение о преодолении оков бренного бытия сложилось в своих основных чертах в IV-III веках до н.э. в царстве Ци, затем соединилось с практиками древнего даосизма, связанными с поисками эликсира бессмертия.
В III-VI веке сформировался даосский путь совершенствования, конечной целью которого являлось достижение бессмертия. С этого времени наука о бессмертии (сянь сюэ) становится существенным элементом даосизма и оказывает сильное влияние на различные сферы духовной жизни Китая. Даосы разрабатывают также сложнейшую систему наук: химию, медицину, геомантию и другие дисциплины, основанные на постулатах “Канона Перемен” (“И-Цзин”).
Со временем на “бессмертных” стали смотреть как на даосских аналогов будд, что привело к появлению синкретических школ, в которых положения буддийской доктрины воспринимаются исключительно через призму даосской традиции. В конце XVI-начале XVII века даос У Чунсюй (Шоуян), проповедовавший “внутреннюю алхимию”, объединил все известные практики, ведущие к достижению Просветления и познанию собственной природы и основал Школу “Бессмертных и будд” (“Сянь-фо”). Школа получила особое распространение в правление Вань-ли (1573-1620) и оставила некоторые тексты, с которыми в Европе познакомились только в 20-е годы нашего столетия. Прежде всего это трактат Лю Хуаяна “Тай-и цзинхуа цзунчжи”, переведенный Р.Вильгельмом как “Тайна Золотого цветка” с предисловием К.Г.Юнга.
История Школы “Сянь-фо” длинна и недостаточно хорошо документирована, многое вообще пропущено, поскольку в древности было обязательным соблюдение Закона, запрещающего записывать специальные знания. Стремление соблюдать строжайшую тайну, чтобы оградить человечество от безответственных пользователей, всегда считалось похвальным, но при этом во всем времена существовала система ученичества, в соответствии с которой особые знания переходили от учителей к одаренным ученикам.
Для духовной традиции Китая форма философской школы, будь то даосизм, буддизм, конфуцианство или христианство, не имеет значения, поскольку каждая из них несет в себе первоимпульс мудрецов. Впервые передать этот импульс в письменном виде было суждено Лао-цзы: “В древности люди знали, что законы определяются Инь и Ян, а гармония достигается мастерством, в питье и еде следует соблюдать умеренность, в обыденной жизни необходимо постоянство, а в работе не нужна суета. В результате физические возможности образовывали единое целое с духом, люди до конца доживали свой век и, только превысив столетний рубеж уходили из жизни”.
Путь Бессмертия создан не только Небом и Землей, но и людьми, управляющими особой внутренней силой, которую можно развить путем правильной практики. Истина Дао известна также многим последователям Будды. И даосы, и буддисты желают одного: чтобы кратковременность человеческой жизни преобразилась в вечность, ограниченность человека стала его безграничностью.
А что такое реальность? Буддисты говорят, что это “Пустота”, а даосы называют ее “Дао”.
Каков идеал человеческой жизни? Буддисты называют его “миром высшей радости”, а даосы – “состоянием небожителя”. Слова разные, а смысл их един.
Материал основан на интернет-источниках